"Юрий Люкшин. Графика".

Серия "Святогорская галерея".

Сельцо Михайловское.2007.

 

В начале августа я готовился к выставке в Пушкинском заповеднике, в Михайловском. Волновался, размышлял, весь погружен был в «Бориса Годунова», «Слово о полку Игореве», в свои работы, в пространство русской трагедии… «Плач Ярославны», «Проводы», «Покаяние князя Игоря» я написал несколько лет назад именно там – в Пушкинском имении. На Савкиной горке, в святогорском монастыре мне открылось что-то сокровенное. Я смотрел на бескрайний пейзаж, на заливные дали, жадно вдыхал воздух, которым, кажется, лишь вчера еще не мог надышаться Александр Сергеевич, и понял так зримо, так ясно нашу общую суть – влюбленность в Россию, сострадание ее непростой судьбе.

Псковская земля мне особенно дорога. Студентом художественного училища, попав впервые в 1966 году в Псково-Печерский монастырь, я увидел нетварную красоту Русского Православия, дивный мир, сердечно открытый мне архимандритом Алипием. Именно он – мой незабвенный духовный отец – дал мне столь много любви и тепла, заронил преклонение перед великими произведениями искусства, перед гармонией Божьего творения. Отец Алипий по образованию был художником, прошел всю войну, восстановил из руин удивительной красоты монастырь, данный ему под начало. Батюшка учил меня главному – искать духовную суть изображаемого, духовную наполненность пейзажа, портрета, сюжетной композиции.

Стоя на Савкиной горке, у маленькой часовенки и старинных поклонных крестов, а Сергей Тимофеевич Коненков говаривал, что с Пушкинского холма видна вся Россия, я задумал написать пейзаж – слепой пастух, персонаж «Бориса Годунова», идет с внуком в Углич, ко гробу царевича Дмитрия, за исцелением. Идет по лугам и полям, через речки и озерца. Идет по матушке Руси. Даже и не знаю, что мне помогало больше, то ли Александр Сергеевич своим ангельским крылом мне путь указывал, то ли псковская земля столь щедра и плодовита, то ли согревали воспоминания, но, кажется, пейзаж получился. За тридцать пять лет художественного служения я множество раз писал образ путника, странника, искателя правды. Ведь все мы, в сущности, от святых наших до простого необразованного русского мужичка, мечтатели, идущие непростыми путями к кротости, милосердию, покаянию…

Юрий Люкшин.

Люкшин Юрий Константинович.

Юрий Константинович Люкшин. График, живописец, иллюстратор книг, искусствовед, педагог. Родился в 1949 году в Ленинграде. Художественное образование получил в училище им. Серова (окончил в 1971 году). С 1978 года член Союза Художников России. С 1998 года член Международной ассоциации искусствоведов  (АИС). Участник более 300 выставок в России и за рубежом, в том числе 57 персональных.

Работы художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе: в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Всероссийском музее А. С. Пушкина, Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина, Метрополитен музее (Нью-Йорк), Музее Людвига (Кельн), Библиотеке Ватикана.

Увлечение русской религиозной философией, глубокое проникновение идеями Православия уже в ранней юности определили круг основных тем в творчестве мастера. Будучи глубоко национальным художником, тонко чувствующим трагедию российской истории, особенности, красоту и противоречия русской души, Юрий Люкшин создал свой оригинальный стиль, вобравший в себя традиции иконописи, народной картинки и лубка. Закономерно обращение художника к Библии (в частности серия офортов «Илья Пророк», уникальная книга «Екклесиаст»). Эти работы наполнены особым внутренним светом благодаря неоднократным паломничествам Юрия Люкшина к святым местам (Псково-Печерский монастырь, Оптина пустынь, Валаам, Троице-Сергиева Лавра, Иерусалим, Афон, Синай). В 1996 году художник показал в залах Государственного Русского музея большой цикл станковой графики «Дневник паломника». Не случайно обращение мастера к «Слову о полку Игореве», «Калевале» и «Сагам об исландцах», как поиску исторических и культурных предпосылок к возникновению и развитию Христианства. Последний цикл станковых акварелей к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» затрагивает важнейшую тему российской истории – ответственности и покаяния за содеянные грехи. Неповторимый стиль, высочайшее мастерство, филигранная техника принесли художнику широкое признание в России и за рубежом. Юрий Люкшин обладатель двух золотых медалей (Осенний салон, Париж, 1984 год; Биеннале графики, Лейпциг, 1989 год), двух серебряных медалей (I Биеннале графики, Пекин, 1998 год; Российской Академии Художеств, Москва, 2004 год) и многих других престижных наград.

 

Беседа.
Серия «Валаамские старцы».
1989.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 59,5 см.

Юрий Люкшин. Беседа. Серия "Валаамские старцы". 1989.

 

Молитва святого Гермогена.
Серия «Валаамские старцы».
1989.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,5 х 59,5 см.

Юрий Люкшин. Молитва святого Гермогена. Серия "Валаамские старцы". 1989.

 

Молитва святого Сергия.
Серия «Валаамские старцы».
1989.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,5 х 59,5 см.

Юрий Люкшин. Молитва святого Сергия. Серия "Валаамские старцы". 1989.

 

Святые Сергий и Герман.
Серия «Валаамские старцы».
1989.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 59,5 см.

Юрий Люкшин. Святые Сергий и Герман. Серия "Валаамские старцы". 1989.

 

Карты.
Серия «Пиковая дама».
1996.
Акварель на цветном печатном фоне.
60 х 45 см.

Юрий Люкшин. Карты. Серия "Пиковая дама". 1996.

 

Рука провидения.
Серия «Пиковая дама».
1996.
Акварель на цветном печатном фоне.
60 х 45 см.

Юрий Люкшин. Рука провидения. Серия "Пиковая дама". 1996.

 

Пушкин.
Серия «Пиковая дама».
2005.
Акварель на цветном печатном фоне.
60 х 45 см.

Юрий Люкшин. Пушкин. Серия "Пиковая дама". 2005.

 

Судьба.
Серия «Пиковая дама».
2005.
Акварель на цветном печатном фоне.
60 х 45 см.

Юрий Люкшин. Судьба. Серия "Пиковая дама". 2005.

 

Затмение. Половецкое поле.
Серия «Слово о полку Игореве».
2000.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Затмение. Половецкое поле. Серия "Слово о полку Игореве". 2000.

 

«И падаша Игоревы стязи...».
Серия «Слово о полку Игореве».
2000.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. "И падаша Игоревы стязи...". Серия "Слово о полку Игореве". 2000.

 

Князь Игорь у Богородицы Пирогощей. Покаяние.
Серия «Слово о полку Игореве».
2000.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. Князь Игорь у Богородицы Пирогощей. Покаяние. Серия "Слово о полку Игореве". 2000.

 

Плач Ярославны.
Серия «Слово о полку Игореве».
2000.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. Плач Ярославны. Серия "Слово о полку Игореве". 2000.

 

Моление Ярославны.
Серия «Слово о полку Игореве».
2001.
Акварель на цветном печатном фоне.
38,8 х 29,6 см.

Юрий Люкшин. Моление Ярославны. Серия "Слово о полку Игореве". 2001.

 

Церковь Богородицы Пирогощей.
Серия «Слово о полку Игореве».
2000.
Акварель на цветном печатном фоне.
38,8 х 29,6 см.

Юрий Люкшин. Церковь Богородицы Пирогощей. Серия "Слово о полку Игореве". 2000.

 

Половецкий стан хана Кончака.
Серия «Слово о полку Игореве».
2001.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. Половецкий стан хана Кончака. Серия "Слово о полку Игореве". 2001.

 

Проводы князя Игоря.
Серия «Слово о полку Игореве».
2002.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. Проводы князя Игоря. Серия "Слово о полку Игореве". 2002.

 

Князь Игорь Святославович.
Серия «Слово о полку Игореве».
2003.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. Князь Игорь Святославович. Серия "Слово о полку Игореве". 2003.

 

Святослав смутный сон видит.
Серия «Слово о полку Игореве».
2003.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. Святослав смутный сон видит. Серия "Слово о полку Игореве". 2003.

 

Хан половецкий Кончак.
Серия «Слово о полку Игореве».
2003.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. Хан половецкий Кончак. Серия "Слово о полку Игореве". 2003.

 

Венчание на царство.
Серия «Борис Годунов».
2005.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. Венчание на царство. Серия "Борис Годунов". 2005.

 

«И мальчики кровавые в глазах...».
Серия «Борис Годунов».
2005.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. "И мальчики кровавые в глазах...". Серия "Борис Годунов". 2005.

 

Кончина царя Бориса.
Серия «Борис Годунов».
2005.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. Кончина царя Бориса. Серия "Борис Годунов". 2005.

 

Летописец Пимен.
Серия «Борис Годунов».
2005.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. Летописец Пимен. Серия "Борис Годунов". 2005.

 

Юродивый Николка.
Серия «Борис Годунов».
2005.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. Юродивый Николка. Серия "Борис Годунов". 2005.

 

Вещие сны Григория Отрепьева.
Серия «Борис Годунов».
2006.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. Вещие сны Григория Отрепьева. Серия "Борис Годунов". 2006.

 

Москва XVII век. Красная площадь.
Серия «Борис Годунов».
2006.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 46,5 см.

Юрий Люкшин. Москва XVII век. Красная площадь. Серия "Борис Годунов". 2006.

 

Серия «Борис Годунов».
2006.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 46,5 см.

Юрий Люкшин. Москва XVII век. Красная площадь. Серия "Борис Годунов". 2006.

 

«Тень Грозного меня усыновила...».
Серия «Борис Годунов».
2006.
Акварель на цветном печатном фоне.
59,6 х 45,5 см.

Юрий Люкшин. "Тень Грозного меня усыновила...". Серия "Борис Годунов". 2006.

 

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: